Охрана банка. Интервью с Геннадием Гудковым
Государство стремится регулировать рынок банковской безопасности и одновременно работать на нем
Охрана банковской безопасности — привлекательный рынок, на котором стремятся работать и коммерческие, и государственные структуры. Однако с законодательной точки зрения эта сфера деятельности отрегулирована очень слабо. Об организации служб безопасности российских банков и о правовом регулировании их работы рассказывает депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по безопасности ГД РФ, подполковник КГБ в запасе, контрразведчик с двадцатилетним стажем Геннадий Гудков.
—В связи с развитием коммерческих банков в России быстрыми темпами развивается и рынок услуг обеспечения банковской безопасности. Насколько эффективно сегодня осуществляется его законодательное регулирование?
—В целом индустрия банковской безопасности сегодня справляется со своей задачей. Думаю, что ее работа станет более совершенной после принятия Госдумой законопроекта о частной охранной и детективной деятельности. Вот уже шесть лет мы ведем работу над ним. Принят очень сбалансированный текст этого закона, который уже пошел как база для модельного закона стран СНГ. Думаю, что нынешняя Дума, наконец, примет этот закон, который будет способствовать повышению уровня банковской безопасности и созданию условий для развития цивилизованного рынка охранных и сыскных услуг. В законе заложено два главных принципа. Первый — эффективная работа российских предприятий безопасности, второй — возможность эффективного контроля государства за этими предприятиями. Закон даст начало установлению отношений между ведомственными и частными охранными институтами.
Пробелом в правовом регулировании банковской безопасности остается инкассация. У нас практически отсутствует единая внятная законодательная база. Законодательные нормы, регламентирующие инкассацию, находятся на первоначальной стадии разработки и неизвестно, когда будут приняты. Поэтому инкассация у нас на сегодняшний день находится в подвешенном состоянии из-за своей двойственной природы. С одной стороны, она является банковской операцией, поскольку связана с денежной наличностью. С другой — хранение, перемещение значительной наличной массы денежных средств и ценностей, ценных бумаг, драгоценных металлов включают инкассацию в систему безопасности коммерческих банков, правоохранительных органов России.
—Но ведь Центробанк, МВД издают законные и подзаконные акты, нормативные документы, приказы, инструкции, затрагивающие отдельные стороны государственной и коммерческой инкассации, обеспечение ее безопасности. Они не действенны?
—Знаете, в них масса противоречий и они не всегда обеспечивают развитие цивилизованного рынка инкассаторских услуг с равными правами всех его участников. В самом сложном положении находятся частные охранные предприятия, занимающиеся инкассацией или отдельными ее видами. Им крайне сложно отвечать одновременно лицензионным требованиям МВД России и Центробанка.
—Росинкас часто обвиняют в монопольном положении на рынке инкассаторских услуг. Коммерческие банки заявляют, что в ряде регионов они не могут пользоваться услугами других инкассаторов...
—Это в начале 90-х в стране был только один перевозчик. С тех пор ситуация на рынке изменилась. Сейчас многие банки имеют собственную инкассацию, при этом у них есть преимущество перед Росинкасом: они участвуют во всем технологическом процессе работы с наличными деньгами, начиная от перевозки с предприятия и заканчивая зачислением средств на расчетные счета. Другое дело, что сама услуга по перевозке денег для банков, особенно небольших, невыгодна. И добиться экономии можно только за счет концентрации объемов перевозок, то есть создавая совместные предприятия. Но это уже задача не Банка России.
—Насколько отрегулированы сегодня вопросы взаимоотношения служб безопасности банков с государственными силовыми ведомствами? Насколько четко оговорены права банков на выполнение их службами безопасности функций охраны?
—Надеюсь, что как раз находящийся на рассмотрении в Госдуме закон об охранной и детективной деятельности и даст начало установлению цивилизованных отношений между ведомственными и частными охранными институтами. Часто все рассуждения о банковской безопасности сводятся к тому, как защититься от мафии, и очень редко рассматриваются в качестве источника угроз государственные силовые ведомства...
Посмотрите, какая огромная армия коммерческих охранников у государственного МВД, имеющего крупную структуру — вневедомственную охрану! Ее численность в России — более 350 тыс. сотрудников. А еще есть более 200 тыс. ведомственных, то есть опять же государственных охранников, которые караулят 17 министерств и ведомств, от МЧС до Минсельхоза. Недавно ведомственной охране тоже разрешили на договорной основе охранять частные объекты, в том числе и банки. Таким образом, вместе с частниками набирается почти миллион занятых в охране людей. Только одни государевы люди, а другие — нет. Их коммерческие интересы неизбежно пересекаются, что чревато злоупотреблениями. Ну не может государство одновременно регулировать рынок и на нем же работать!
—А каким рискам более всего подвержены российские банки? Какие проблемы у них возникают чаще?
—Самые серьезные риски исходят, к сожалению, от собственного персонала. Вред могут нанести и неквалифицированные охранники, программисты. Но основная опасность заключается в том, что персонал знает технологию изнутри. Реализация преступных действий бывает успешной, как правило, тогда, когда у злоумышленников есть сообщник в кредитной организации, хорошо знающий систему и ее слабые места. Все известные нам инциденты безопасности были связаны именно с этим. Ведь техническими средствами можно решить только двадцать процентов всех существующих в банковской безопасности проблем. Остальные восемьдесят процентов решаются административными, правовыми и прочими мерами. Важно постоянно осуществлять контроль за тем, как функционирует система в целом, включая персонал. Один из методов предотвращения угрозы со стороны персонала — это донаемная проверка работников, ответственность за которую ложится на службы безопасности банка.
—Как сегодня решается проблема подготовки кадров для банковских служб безопасности?
—Крупные банки, сами занимающиеся обеспечением собственной безопасности, часто сами и готовят для себя кадры, создают школы охраны. Упор делается на правовую, психологическую и физическую подготовку. Есть спецкурсы по инкассации, личной охране и т.д.
—Распространяется ли на клиентов банка защита банковской службы безопасности?
—Если в недрах какого-то банка есть положение, обязывающее службу безопасности обеспечивать еще и безопасность такой-то категории клиентов, тогда защита осуществляется. Или же если в договоре клиента и банка есть соответствующий пункт… Но федеральный закон не обязывает банки оказывать подобные услуги.
—Некоторые крупные банки заявляют о том, что для них каждый сотрудник банка — от уборщицы до президента — охраняемое лицо…
—Лично охранять всех уборщиц у банка просто не хватит средств. Тут, скорее всего, речь идет о перечне мероприятий по обеспечению личной безопасности. Для различных категорий сотрудников этот перечень разный. К примеру, работников низшего и среднего звена службы безопасности могут снабжать средствами самозащиты, проводить инструктаж, как вести себя в той или иной криминальной ситуации. Для высшего менеджмента предусмотрен широкий комплекс мер, включающий сопровождение, подготовку мест прибытия, круглосуточную охрану самого руководителя и членов его семьи.