Рекомендации при контактах с контролирующими органами (МВД, ФСБ и др.)
ВведениеПодготовленный материал служит интересам обеспечения безопасности предпринимательских структур. В нём нашли отражение вопросы, касающиеся порядка осуществления законных действий представителей бизнес структур при проверке их деятельности контролирующими органами.
Рекомендации составлены на основании действующего в России законодательства и ряда ведомственных нормативных документов, а также существующей практики проведения проверок контролирующими органами.
В деле обеспечения безопасности предприятия (фирмы) руководство предприятия (фирмы), как правило, не знает, какие задачи необходимо поставить перед службой безопасности, какие средства необходимы для обеспечения своей безопасности, зачастую требует от службы безопасности выполнения тех или иных мероприятий, выполнение которых связано с нарушением существующего законодательства.
Общую систему мер в рамках обеспечения безопасности предприятия (фирмы) можно представить в виде:
применения правового регулирования обеспечения безопасности со стороны государства; правового регулирования, существующего на предприятии (фирме) и направленного на предотвращение всевозможных угроз;
организационных мер, обеспечивающих безопасность предприятия. Они предполагают регламентацию производственной деятельности на нормативно-правовой основе и включают в себя вопросы по подбору и расстановке кадров, режиму и охране предприятия (фирмы), обеспечению сохранения конфиденциальной информации;
инженерно-технической защиты с использованием различных технических средств (физических, аппаратных, программных) и математических (криптографических) методов для обеспечения безопасности предприятия (фирмы);
специальных мер, которые включают в себя различные агентурные, оперативно-технические и иные методы, направленные на предотвращение различных рисков и угроз предприятию (фирме).
Как известно, целесообразно различать семь следующих функциональных составляющих экономической безопасности предприятия (фирмы), под которыми полагаются существенно отличающиеся друг от друга направления экономической безопасности предприятия (фирмы):
1. Финансовая составляющая.
2. Интеллектуальная и кадровая составляющая.
3. Технико-технологическая составляющая.
4. Политико-правовая составляющая.
5. Экологическая составляющая.
6. Информационная составляющая.
7. Силовая составляющая.
Наиболее уязвимой сферой в плане обеспечения безопасности предприятия (фирмы) является финансово-экономическая сфера. В тоже время она наиболее защищена с точки зрения безопасности в правовом плане. Действительно, планы, договоры (источники финансирования), порядок открытых расчетов, весь внутренний финансовый оборот предприятия (фирмы), не входящий в сферу налоговой инспекции, подпадают под категорию «коммерческая тайна», охраняемую законом. В то же время необходимо знать, что учредительные документы фирмы, балансовые и другие финансовые документы, которые передаются в налоговую инспекцию, не подпадают под категорию «коммерческая тайна». Понимание того, какую внутрифирменную информацию необходимо защищать, очень важно в плане обеспечения безопасности предприятия (фирмы), так как открытие (кража и т.д.) её конкурентами, недобросовестными партнёрами, коррумпированными чиновниками, сотрудниками контролирующих органов приводит к большим финансовым, моральным и другим потерям фирмы, а зачастую и к краху фирмы.
Получить сведения о фирме можно разными путями:
• оперативным способом;
• через партнеров фирмы;
• аналитическими методами;
• путём проверки фирмы налоговой инспекцией (полицией) и другими правоохранительными органами, имеющими право вести оперативно-розыскную деятельность в рамках возбуждённого уголовного дела, в рамках третьего лица, в отношении вас, в отношении физического лица, работавшего раньше на вашем предприятии;
• в рамках различных административных проверок и регистрационно-разрешительных мероприятиях: санэпидемнадзор, пожнадзор, электросети, водоканалнадзор, газнадзор, нотариат, БТИ, органы государственного здравоохранения, органы статистики, государственного страхования, архитектуры, земельного комитета, органы коммунального хозяйства и т.д.
Законодательство определяет порядок действий при проведении проверок контролирующими органами, их права и обязанности. В то же время законодательство защищает и права предпринимателей, которые при занятии своим бизнесом платят налоги.
Общая система контролирующих органов
В настоящее время общая система контролирующих органов и организаций включает в себя:
Государственные органы федерального значения;
Государственные органы регионального значения (субъекты Российской Федерации и местного самоуправления);
Негосударственные контролирующие организации;
Международные контролирующие организации;
Из них наиболее многочисленную и важную по значимости составляет первая группа - государственные органы федерального значения. В тоже время, предпринимателям, занимающимся предпринимательской деятельностью в городе Москве, необходимо знать перечень подразделений Правительства Москвы и иных организаций, осуществляющих контрольно-надзорные действия в отношении субъектов предпринимательства на территории Москвы .
Проверку предприятия (фирмы) могут осуществлять:
Органы прокуратуры
Прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.
Систему прокуратуры РФ составляют:
• Генеральная прокуратура РФ;
• прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
• прокуроры городов и районов, другие территориальные, военные и другие специализированные прокуратуры;
• научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий и т.д.
Система прокурорских органов строится на основе административного и национально-государственного устройства.
Возглавляет систему органов прокуратуры Генеральная прокуратура РФ. Структуру Генеральной прокуратуры составляют:
главные управления;
управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).
Управления и отделы создаются с основными направлениями деятельности прокуратуры (управление по надзору за расследованием преступлений, управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, управление по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах и др.).
Территориальные органы прокуратуры включают в себя:
Прокуратуры субъектов РФ;
Прокуратуры городов и районов.
Наименование территориальных прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. В Москве вместо прокуратур районов имеются прокуратуры округов.
Деятельность прокуратуры РФ строится в соответствии со следующими принципами:
Принцип централизации
Принцип законности
Принцип независимости
Принцип гласности
Основными направлениями прокурорского надзора являются:
Надзор за исполнением законов.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Надзор за исполнением органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное расследование.
Надзор за исполнением администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.
При осуществлении общего надзора прокуроры имеют следующие полномочия:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения организаций и административных органов, на которые распространяется надзор, иметь доступ к их документам и материалам, роверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных организаций и административных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (ст.23,24,25 закона РФ “О прокуратуре РФ”).
При наличии оснований, установленных законом, прокурор возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.
При установлении нарушений закона прокурор имеет право применить следующие акты прокурорского надзора:
• вынести представление об устранении нарушений;
• принести протест на противоречащий законам правовой акт,
• обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании правового акта недействительным;
• освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решении несудебных органов;
• вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении;
• потребовать письменно привлечения виновного лица к иной установленной законом ответственности.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами.
Так, в соответствии со ст.211 УПК РСФСР, в пределах своей компетенции прокурор:
• требует от органов дознания и следствия для проверки уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях;
• отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;
• дает письменные указания о расследовании преступлений, производстве отдельных следственных действий и в необходимых случаях участвует в их производстве;
• поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемке и других следственных действий;
• продлевает срок расследования в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством;
• возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
• отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если допущено нарушение закона при расследовании дела;
• осуществляет иные полномочия, предоставленные ему УПК РСФСР.
Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции.
Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.
Порядок производства и оформления отдельных следственных действий
Протокол о производстве следственных действий
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом при производстве следственных действий ведутся протоколы.
Протокол составляется в ходе следственного действия (допроса, очной ставки, предъявления для опознания лица или предмета, выемки, обыска, наложения ареста на имущество, осмотра, освидетельствования, следственного эксперимента) или непосредственно после его окончания прокурором, следователем либо лицом, производящим дознание. Он может быть написан от руки или напечатан на машинке (ст.102 УПК РСФСР).
Согласно ст.141 УПК РСФСР в протоколе указывается: место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания, должность и фамилия лица, составившего протокол, фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, в необходимых случаях — его адрес, содержание следственного действия и обнаруженные при его производстве существенные для дела обстоятельства.
Если при производстве следственного действия используется фотографирование, видео- и киносъемка, звукозапись, изготавливаются слепки и оттиски следов, в протоколе должны быть указаны применяемые технические средства, о чем уведомляются участвующие в производстве следственного действия лица.
Протокол прочитывается всем лицам, участвующим в производстве следственных действий, причем им должно быть разъяснено право делать замечания, подлежащие внесению в протокол.
Протокол подписывается следователем, допрошенным лицом, специалистом, переводчиком, понятыми и другими лицами, если они участвуют в производстве следственного действия.
К протоколу прилагаются фотонегативы и снимки, диапозитивы и т.п., фонограммы допроса, планы, схемы, слепки, оттиски следов, выполненные в ходе следственного действия.
В соответствии со ст.70 УПК РСФСР лицо, производящее дознание, следователь, прокурор вправе по находящимся в их производстве делам вызывать в установленном УПК РСФСР порядке любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотры, обыски и другие пред усмотренные законом следственные действия.
Порядок вызова и допроса свидетеля и потерпевшего регламентируется статьями 155-161 УПК РСФСР.
Свидетель вызывается к следователю повесткой, которая вручается ему под расписку. В случае временного отсутствия свидетеля повестка вручается кому-либо из взрослых членов семьи или жилищно-эксплуатационной организации, администрации по его месту работы. Свидетель может быть вызван телеграммой или телефонограммой. Допрашивается свидетель в месте производства следствия, но следователь также вправе произвести допрос в месте нахождения свидетеля.
Допросы могут производиться как в помещениях правоохранительных органов и учреждений, так и на территории предприятий, в офисах фирм и т.п.
Перед допросом следователь удостоверяется в личности свидетеля, разъясняет ему его обязанности и предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Следователем, кроме того, должны быть разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ — не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.
Допрос по существу дела начинается предложением свидетелю рассказать все ему известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван на допрос. После рассказа свидетеля следователь может задать ему вопросы. Наводящие вопросы не допускаются (ст.158 УПК РСФСР).
После дачи свидетелем показаний по его просьбе ему должна быть предоставлена возможность написать свои показания собственноручно.
Руководствуясь ст.139 УПК РСФСР, следователь в необходимых случаях предупреждает свидетелей (а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий) о недопустимости разглашения без его разрешения данных предварительного следствия. У указанных лиц берется подписка с предупреждением об уголовной ответственности по ст.310 УК РФ за разглашение данных предварительного следствия.
Порядок производства обыска, выемки и наложения ареста на имущество определяется ст. 167—177 УПК РСФСР.
Все указанные следственные действия могут производиться лишь при наличии мотивированного Постановления следователя, обыск— только с санкции прокурора.
При производстве выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию. В случае отказа производит выемку принудительно.
При производстве обыска следователь предлагает выдать орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы и документы, которые могут иметь значение для дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться сокрытия разыскиваемых предметов и документов, следователь вправе ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков.
При производстве обыска и выемки следователь вправе вскрывать запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно открыть их, при этом следователь должен избегать не вызванного необходимостью повреждения запоров, дверей. В отношении предметов и документов, подлежащих изъятию (в том числе при наложении ареста на имущество), должно быть указано, выданы ли они добровольно или изъяты принудительно, в каком именно месте и при каких обстоятельствах они обнаружены. Все изымаемые предметы и документы, а равно всё описываемое имущество должны быть перечислены в Протоколе или приложенной к нему описи с точным указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости (ст.176 УПК РСФСР).
Необходимо подчеркнуть, что следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лица, занимающего помещение, в котором производится обыск или выемка, а также и других лиц.
В интересах следствия следователь вправе запретить лицам, находящимся в помещении или месте, в котором производится обыск, а также лицам, приходящим в это помещение или место, покидать его, общаться между собой или с иными лицами до окончания обыска. При этом не имеет значения, причастны ли эти лица к данному уголовному делу либо случайно оказались на месте в момент производства следственного действия.
Личный обыск без вынесения об этом отдельного постановления и без санкции прокурора может производиться:
• при задержании или заключении под стражу;
• при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится выемка или обыск, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для дела.
Личный обыск производится только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст.172 УПК РСФСР).
Не допускается производство следственных действий в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства.
На действия следователя лицами, участвовавшими при производстве следственного действия, могут быть принесены жалобы — как письменные, так и устные. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим жалобу. Письменные жалобы подаются прокурору непосредственно либо через следователя, на действия которого жалоба приносится. Следователь обязан в течение 24 часов направить жалобу вместе со своими объяснениями прокурору.
Прокурор в течение 48 часов после получения материалов от следователя о производстве следственных действий обязан предъявить обвинение задержанному(ым) или отпустить его(их), за исключением следственных действий согласно последнего Указа Президента о противодействии террористическим актам, где срок увеличен до 10 суток.
Как правило, на предприятиях ведёт дела не специализированная прокуратура. Необходимо помнить, что прокуратура не ведёт оперативно-розыскную деятельность (ст.13 закона РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”). Если ей это требуется, то она привлекает другие силовые ведомства.
Внимание! Необходимо отслеживать своих партнёров на предмет возбуждения уголовных или административных дел в отношении них, так как в результате этого проверкам правоохранительных органов можете подвергнуться Вы сами.
Необходимо помнить, что если в результате следственных мероприятий были нарушены следственные действия (например, не сделана или сделана неправильно опись изъятого и т.д.), то в дальнейшем эти действия можно опротестовать.
Прокуратура — это и надзирающий орган, и орган, производящий следственные действия. Часть преступлений прокуратура расследует с МВД, часть с ФСБ. Жалоба на противозаконные действия прокурорских работников рассматривается в течение месяца со дня поступления к вышестоящему в порядке подчиненности прокурору. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня её подачи, он вправе обратиться в суд (ст.4 закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”). Жалоба подаётся либо в суд по месту жительства гражданина, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица, государственного служащего.
Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки:
• 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
• 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления (либо не получения) об отказе вышестоящего органа, должностного лица в удовлетворении жалобы.
Министерство внутренних дел
Министерство внутренних дел (МВД) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД РФ.
МВД РФ возглавляет централизованную систему, структура которой формируется по двум направлениям: органы внутренних дел и внутренние войска МВД.
Органы внутренних дел централизованно объединяют:
• министерства внутренних дел республик:
• главные управления (управления) внутренних дел краев, областей, других субъектов РФ;
• отделы внутренних дел районов, городов;
• управления (линейные: управления, отделы и отделения) и отделы внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте;
• управления и отделы на особо важных и режимных объектах;
• региональные управления по борьбе с организованной преступностью;
• Государственную противопожарную службу;
• территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Внутренние войска МВД РФ централизованно объединяют:
• военные округа ВВ;
• соединения ВВ;
• воинские части ВВ;
• военно-учебные заведения ВВ и ряд других учреждений.
Структурно Министерство внутренних дел РФ состоит из:
Главного управления уголовного розыска;
Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями;
Главного управления по борьбе с организованной преступностью;
Главного управления инспекции по безопасности дорожного движения;
Главного управления обеспечения общественного порядка;
Главного управления государственной противопожарной службы;
Главного управления внутренних дел на транспорте;
Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
Следственного комитета
Главного командования внутренними войсками
Каждое из структурных подразделений, наименование и задачи которых могут меняться, осуществляет работу по организации деятельности в аналогичных подразделениях нижестоящих органов внутренних дел, оказывает им методическую и практическую помощь. Кроме того, многие подразделения непосредственно осуществляют правоохранительную деятельность. Например, Следственный комитет МВД РФ осуществляет расследования особо сложных уголовных дел. Главное управление Уголовного розыска принимает оперативно розыскные меры для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, имеющих большое общественное значение и т.д.
Основным структурным звеном системы МВД РФ являются органы внутренних дел. Органы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов. Они выполняют наибольший объем работы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений.
Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляет действующее законодательство. Вся организация и деятельность органов внутренних дел строится в соответствии с Конституцией РФ, Законом “О милиции”, УПК, Кодексом об административных правонарушениях, Законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, а также в соответствии с другими нормативными актами, в том числе Положением о Министерстве внутренних дел РФ.
В соответствии с этим Положением наиболее общими задачами, решаемыми Министерством по линии органов внутренних дел, являются:
- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.
Основными видами правоохранительной деятельности, осуществляемыми органами внутренних дел, являются:
• административная, связанная с охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности;
• уголовно-процессуальная, включающая расследование преступлений, а также связанное с ним рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях, подготовка материалов в протокольной форме;
• оперативно розыскная деятельность по выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших.
Большое место в деятельности органов внутренних дел занимает выдача паспортов, разрешение на ношение и хранение огнестрельного, газового оружия, выдача лицензий на занятие частной охранной и детективной деятельностью.
Основной частью органов внутренних дел является милиция. В соответствии с Законом “О милиции”, она подразделяется на милицию общественной безопасности (местную милицию) и криминальную милицию.
Криминальная милиция является одним из видов милиции и состоит из следующих подразделений:
• оперативно-розыскные подразделения (подразделения уголовного розыска);
• подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики;
• специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью (Главное управление по борьбе с организованной преступностью и региональные управления по борьбе с организованной преступностью);
• подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
• научно-технические подразделения.
При необходимости все подразделения криминальной милиции должны оказывать помощь милиции общественной безопасности.
Задачами криминальной милиции являются:
• предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия (как правило, относящихся к тяжким и особо тяжким преступлениям);
• организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
Криминальная милиция в своей деятельности не подчиняется местным органам государственной власти, ее создание, реорганизация, численность, ликвидация определяются в порядке, установленном Правительством РФ.
Милиция общественной безопасности (местная милиция) включает в себя следующие подразделения:
• дежурные части:
• подразделения патрульно-постовой службы;
• подразделения Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД);
• участковые инспектора;
• подразделения охраны объектов по договорам;
• изоляторы временного содержания задержанных и заключенных под стражу;
• охраны и конвоирования задержанных и арестованных;
• отряды милиции особого назначения (ОМОН);
• подразделения по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;
• специализированные подразделения дознания;
• подразделения паспортно-визовой, лицензионно-разрешительной службы и др.
Основными задачами милиции общественной безопасности являются:
• обеспечение личной безопасности граждан;
• охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
• раскрытие преступлений, по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно;
• оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям и общественным объединениям.
Для выполнения возложенных на милицию обязанностей ей предоставляется право:
• требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, иных противоправных действий;
• проверять у граждан и должностных лиц документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
• вызывать граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, в случаях, предусмотренных законом, подвергать их привод;
• получать от граждан и должностных лиц объяснения, сведения, справки, документы;
• составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание;
• производить уголовно-процессуальные действия;
• задерживать и содержать под стражей подозреваемых и лиц, которым мерой пресечения избрано заключение под стражу;
• задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от назначенных принудительных мер медицинского и воспитательного характера;
• задерживать и доставлять в приемники-распределители лиц, в случаях и порядке, определенных законом;
• задерживать и доставлять в медицинские учреждения лиц, находящихся в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе;
• задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений до передачи военным патрулям, военкому коменданту, командирам воинских частей;
• осуществлять оперативно-розыскные действия;
• применять предусмотренные законом меры по контролю в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также осужденных, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;
• входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на территорию и помещения, занимаемыми организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, или при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, а также для обеспечения личной безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах. В производственные, складские, торговые, служебные и иные помещения сотрудники милиции вправе входить и при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, производить их осмотр, опечатывать кассы, хранилища, приостанавливать до устранения допущенных нарушений деятельность торговых предприятий;
• временно ограничивать и запрещать движение автотранспорта, запрещать эксплуатацию транспортных средств, производить досмотр автотранспортных средств, при подозрении, что они используются в противоправных целях.
Милиция имеет право в пределах и условиях, установленных законом, на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Статус сотрудников милиции определяется Законом “О милиции”. Сотрудником милиции является лицо, занимающее должность в милиции, которому в установленном порядке присвоено специальное звание. Сотрудникам милиции в подтверждение их полномочий выдаются служебные удостоверения и жетон установленного образца. Они имеют право на постоянное хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.
Законные требования сотрудников милиции обязательны для исполнения. Их невыполнение или препятствование совершению возложенных на сотрудника милиции обязанностей влекут установленную законом ответственность. При осуществлении своих полномочий сотрудник милиции подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника милиции, принуждать его к действиям, выходящим за рамки его полномочий.
Основная проблема во взаимоотношениях предпринимателя с органами МВД существует с теми подразделениями, которые имеют право проведения оперативно-розыскных мероприятий:
криминальная милиция,
подразделения по борьбе с экономическими преступлениями;
подразделения по борьбе с организованной преступностью;
подразделения собственной безопасности;
следственные подразделения.
Никакими проверочными мероприятиями не занимаются остальные подразделения МВД.
Также как и в органах прокуратуры, в подразделениях МВД соблюдается территориальный признак и чёткая подследственностъ.
Необходимо помнить, что прокуратура, налоговая полиция и ФСБ не подчиняются губернаторам, а ГУВД г.Москвы находится в двойном подчинении - федеральному центру и мэрии города.
Необходимо обратить особое внимание на взаимоотношения с Главной Пожарной Службой (ГПС), которая действует на основании отдельного закона “О пожарной безопасности” в рамках административного права на стадии проектирования, строительства и эксплуатации зданий и других объектов на предмет пожарной безопасности (“Правила пожарной безопасности в Российской Федерации” ППБ-01-93 утверждены приказом МВД №536 от 14.12.1993 г.).
С сотрудниками Государственного управления пожарной охраны необходимо быть очень внимательными. Необходимо иметь акт о приёмке данного Вашего объекта, с указанием технологического оборудования, согласно СНИПам. Если такого оборудования полностью нет, то в акте делается примечание “в рамках чего”. Сотрудники ГПС могут посещать Вас каждый день, пока недостатки по их линии у Вас существуют. Все беседы с этим
Источник: http://www.vympel-a.ru