Телохранитель - особая профессия. Интервью с БОРЗОВЫМ А.А., руководителем департамента личной охраны объединения ОСКОРДЪ

17 марта в Подмосковье совершено вооруженное нападение на главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса. Кортеж видного политика и бизнесмена был атакован на проселочной трассе из лесного массива. Нападавшие применили взрывное устройство и автоматическое оружие. Как повела себя охрана? Насколько адекватными были действия службы безопасности А. Чубайса? Как вообще должны вести себя телохранители в такой непростой обстановке? На эти вопросы отвечает специалист VIP-безопасности.

 

БОРЗОВ А.А., руководитель департамента личной охраны объединения структур безопасности «ОСКОРДЪ»


Из выступления Анатолия Чубайса следует, что он уже ожидал для себя неприятностей, в связи с чем заранее усилил собственную охрану. Значит, сотрудники его безопасности готовились к произошедшему, просчитывали возможные варианты нападения, свою тактику действий в той или иной ситуации. К сожалению, сейчас нет достоверной информации, что же именно произошло в районе Жаворонков в то утро. Есть только высказывания политиков, подчас скорее эмоциональные, чем объективные, чьи-то домыслы и фантазии. По словам самого Чубайса, которые он адресовал прессе в день нападения, Анатолий Борисович полностью удовлетворен действиями своей охраны.

Обладая теми сведениями, которые есть у меня, я могу поделиться следующими соображениями. Личная охрана назначается для обеспечения безопасности VIP-лица в любом месте его пребывания, а также на всем пути следования при перемещениях.  Кортеж состоял из двух машин. В главной машине находилось само охраняемое лицо, в машине прикрытия – сотрудники охраны.

Происходит подрыв взрывного устройства, после которого начинается обстрел из автоматического оружия несколькими неизвестными лицами со стороны леса. Машина прикрытия совершенно правильно себя ведет: прикрывает собой главную машину от стрелков нападавшей стороны. По инструкции, в случае явного продолжения нападения, личная охрана, действительно, должна вступать в огневой контакт с преступниками. Но именно здесь начинаются неясности. Автомобиль Чубайса не получил серьезных повреждений, оказался в состоянии продолжать движение. В итоге главная машина двинулась вперед, покинула сектор обстрела. В этой ситуации машина сопровождения не должна была оставаться на месте, продолжать «воевать», чуть ли не преследовать отступающего противника… В обязанности личной охраны входило, прежде всего, обеспечивать безопасность охраняемого лица, то есть продолжать движение вместе с главной машиной, оберегать ее от вполне возможного повторного нападения, немедленно связаться с оперативной службой своего предприятия безопасности, чтобы навстречу выслали усиление,  сменить основной маршрут на запасной. Этого почему-то сделано не было. В итоге обстрелянный автомобиль Чубайса продолжал движение по трассе один, без прикрытия, а впереди был перекресток, на котором вообще, быть может, пришлось бы остановиться…

Анатолия Чубайса охраняют настоящие профессионалы. Наверное, их действия были как-то мотивированы, но сами мотивы, мне, конечно, известны быть не могут. Домыслами же заниматься в этой ситуации не стоит.

События 17 марта привлекают внимание всего охранного сообщества, да и охраняемых лиц к слабости и несовершенству современной законодательной базы, согласно которой сегодня работает в России личная охрана. В Законе 92-го года, который действует до сих пор, не закреплено само понятие «телохранитель». А надо называть вещи всегда своими именами. Телохранитель – это особая профессия, которая предполагает обладание широким спектром знаний и навыков. Телохранитель, это не просто человек, который считает, что он в состоянии защищать другого человека. Здесь мало просто отличной физической подготовки. Необходимы четкое знание психологии, знание людей, способность быстро оценить сложную обстановку, принять правильное решение. От этого решения и его воплощения напрямую зависит жизнь. Хороший телохранитель предотвращает саму возможность нападения на охраняемое лицо, не доводит дело до реально опасной для жизни ситуации. Личная охрана должна так строить свою работу, чтоб случаев, подобных тому, о котором мы узнали 17 марта, не было вообще.

Сегодня немногие сотрудники, работающие в личной охране, имеют специальную подготовку. Нужны специализированные учебные учреждения, которые профессионально готовили бы именно телохранителей. Тогда мы избавимся от многих неувязок и неточностей. И сами охраняемые будут чувствовать себя уверенней, зная, что рядом с ними настоящие профессионалы, действующие всегда надежно и в строгом соответствии с законами.

 

Источник: http://www.oskord.ru