Охранный мониторинг - не товар, а услуга
Анекдот на основе реального случая из милицейской практики. Сработала сигнализация в квартире, группа задержания схватила с поличным преступника. Взломав деревянную дверь фомкой, он собирал вещи в сумку. Ну, и началось – опергруппа, понятые, свидетели, большие начальники, а вор лежит в наручниках – отдыхает. Кто-то его спрашивает: «Что же ты за вор такой, вскрыл квартиру – видел же, вся дверь проводами опутана, неужели непонятно, что квартира под охраной?» Тот отвечает: «Я думал, это для радио!»
Отличие пультовой охранной системы от автономной только одно, но именно это отличие делает пультовую охранную систему принципиально иным способом защиты жилья. Отличие это – реагирование на сигнал тревоги. Это значит, что при возникновении тревожной ситуации (вторжение посторонних, возгорание, протечка воды или утечка газа) сигнал моментально поступит на пульт охраны (отсюда и название) станции мониторинга, и далее уже будет перенаправлен в специализированные службы реагирования – силовые, пожарные, медицинские и др. Значит, пультовая охранная система – это не товар (в отличие от автономной сигнализации), это услуга.
Технически сигнал с контрольной панели охранного комплекса можно вывести куда угодно. Нам известен случай, когда автономную сигнализацию построили так, что в случае тревоги она дозванивалась до тетеньки в ЖЭКе. Как при этом представлял себе возможности ЖЭКа клиент, остается загадкой.
Эффективность пультовой охраны основана на том, что все службы, участвующие в их функционировании, – сугубо специализированные. То есть и технически, и организационно подготовленные для эффективного решения конкретных задач.
К числу таких служб относится, во-первых, станция охранного мониторинга, на которую приходят сигналы. Станция мониторинга представляет собой компьютерный комплекс, координирующий работу всей системы. В момент, когда на центральную станцию поступает тревожный сигнал, на экране монитора центральной станции отображается информация о части помещения, где произошло событие, и типе тревоги (проникновение, нажатие тревожной кнопки, возгорание и др.), а также основные данные клиента. Оператор центральной станции немедленно передает информацию дежурному службы реагирования. Работа операторов требует высокой психологической устойчивости и умения быстро анализировать ситуацию.
Важная характеристика работы станции мониторинга – качество и количество каналов связи с объектом. В принципе для этой цели могут использоваться каналы обычной телефонной связи, сотовой связи, радио и интернет-канал. Качественная пультовая сигнализация имеет, как минимум, два параллельных канала связи. Например, вор может перерезать телефонный провод, но контрольная панель передаст через GSM-канал тревожную информацию. GSM-канал в свою очередь может дублироваться Интернет-каналом.
Кстати, сигналы, которые принимает станция, могут быть не только тревожными, пульт получает и другие сигналы, диагностические, которые контролируют работу сигнализации – например, сигналы о том, что канал связи находится в рабочем состоянии, сигнал о состоянии аккумуляторов на беспроводных датчиках, сигнал о поставке или снятии с охраны и т.д. Если сигнал готовности каналов связи не приходит в течение определенного периода времени, в дело должна вступать служба технического обслуживания.
Вторая по очередности действия, но первая по важности - служба реагирования. В случае проникновения силовые службы должны не просто брать преступника на испуг, а эффективно обезвреживать его. Так как преступник, идущий на ограбление квартиры или частого дома, может быть вооружен. Естественно, важнейшее значение имеет быстрота прибытия группы реагирования на охраняемый объект. А достигается она только за счет наличия большого количества мобильных групп, достаточно «густо» распределенных по местности.
В цивилизованном мире пультовые охранные системы являются наиболее общепринятым способом обеспечения безопасности жилья. В России в последнее время они также получают все большее распространение. Но у нас своя специфика. Если в США любая мониторинговая станция может передать сигнал в полицию, и полиция отреагирует незамедлительно и безвозмездно, наши территориальные подразделения милиции не обязаны реагировать на сигналы тревоги с установленных у граждан сигнализаций.
Впрочем, у нас есть и свои преимущества перед Западом. Уже более полувека существует специализированная служба МВД – Вневедомственная охрана. Именно она и осуществляет реагирование на сигналы тревоги, но реагирование это осуществляется только на те объекты, чьи хозяева заключают с УВО клиентский контракт (т.е. услуга предоставляется по абонентской плате). До 2004 года Вневедомственная охрана была полностью самоокупаемым подразделением МВД, что положительно сказывалось на ее работе.
Помимо Вневедомственной охраны в новом тысячелетии в стране услуги реагирования на тревожные сигналы начали оказывать частные охранные предприятия. Не имея таких ресурсов и опыта как Вневедомственная охрана, они стараются приблизиться к ее возможностям, объединяясь в ассоциации. Но возможности ЧОПов всё еще значительно уступают возможностям этой мощной государственной структуры. Тем не менее, любое реагирование лучше, чем его полное отсутствие.
Пожалуй, единственным «недостатком» пультовой охраны является то, что для того, чтобы пользоваться всеми ее возможностями, вам придется платить абонентскую плату. Она может колебаться в зависимости от «накрученности» системы и ценовой политики компании, которая осуществляет охранный мониторинг.
Сегодня установка мониторинговой охранной системы – это не привилегия богатых, но доступна семьям со средним и относительно невысоким доходом. Цена оборудования и установки для квартиры колеблется от $300 до $3000.
От чего зависит цена оборудования? За $300 вы сможете приобрести отечественный охранный комплекс, оснащенный только одним датчиком размыкания двери (такое оборудование предлагает Вневедомственная охрана). Связь со станцией мониторинга будет, скорее всего, одноканальной (телефонной), а снятие с охраны и постановка под охрану будут осуществляться путем звонка абонента оператору станции. Так наиболее дешевая услуга, оказываемая московской вневедомственной охраной, требует от клиента звонить на станцию и говорить оператору о том, что вы покидаете квартиру. Оператор в ответ сообщает новый пароль (поскольку такой обмен информацией защищенным не назовешь, приходится менять пароль каждый день). Возвращаясь в квартиру, вы снова звоните и снова называете пароль, который от него услышали.
За $900-3000 (в зависимости от величины помещения и «навороченности» комплекса) вы получите новейший комплекс, разнообразнейшие функции которого смыкаются и иногда даже превосходят возможности «умного дома». Управление этими комплексами осуществляется при помощи клавиатуры или электронных ключей.
Но помимо стоимости оборудования, вам придется платить еще и ежемесячную абонентскую плату. У Вневедомственной охраны в г. Москве она начинается от 117 рублей (в случае голосовой связи с пультом). Если у вас установлена будет современная панель, не нуждающаяся в голосовой связи с пультом, то абонентская плата, как у УВО, так и у коммерческих структур, будет колебаться в пределах от $20 до $100 для квартир – в зависимости от количества датчиков. Для коттеджей стоимость современных комплексов может стоить и $5000, а абонентская плата может достигать $110 и выше.