Отнюдь не "божьи одуванчики"
13 августа 2007 г.
Четырнадцать лет – не круглый, но все-таки юбилей для всех профессиональных охранников и телохранителей. Когда-то в августе 1993-го на базе подразделений охраны при органах внутренних дел была создана Государственная служба охраны при Кабинете министров Украины. Этот же закон легализировал и деятельность негосударственных охранных структур. Четырнадцать лет оказались достаточным сроком для того, чтобы представители этого бизнеса пережили головокружительные взлеты и падения, а кто-то и освоил для себя совершенно неожиданные направления деятельности. Все эти события происходили на глазах моего собеседника – эксперта в сфере охранного бизнеса, а также вице-президента Федерации боевого самбо, мастера спорта международного класса Анатолия Питыка.Рэкетиры, отставники и государство
– Спектр охранных услуг очень широк, и фирм, предоставляющих подобные услуги, на нем тоже с избытком. Поэтому логичен вопрос, откуда их вообще столько взялось?
– Глядя с высоты сегодняшнего дня, можно смело говорить о трех источниках, из которых рекрутировались охранники начала девяностых. Во-первых, в начале девяностых появились структуры, сформированные представителями криминального и отчасти спортивного мира, то есть те самые "качки", которые увидели в создании зарегистрированной фирмы путь к легализации своего бизнеса. Собственно "услуги", которые представляла подобная "братва", не предлагались, а зачастую навязывались самым неприкрытым образом и представляли собой не что иное, как рэкет в самых диких его формах. Но к двухтысячным годам эти бандюки совершенно исчезли с рынка охранных услуг. Конечно, какое-то число их погибло в разборках девяностых, еще больше село в тюрьмы за различные правонарушения, но главное – исчезла почва, на которой могли существовать подобные структуры: либо мелкие бизнесмены и цеховики влились в крупные корпорации, способные организовать их защиту, либо же наняли охрану, эффективно "отшившую" навязчивых охранников в спортивных костюмах.
Второй источник, который дал жизнь самому большому количеству действующих ныне охранных структур, – это вышедшие в отставку силовики, милиционеры, офицеры СБУ, и совершенно необязательно, чтобы это были представители каких-то элитных подразделений. Например, известную фирму "Сакура", существующую и сегодня, основали два офицера-летчика в отставке.
И, наконец, наибольшую конкуренцию частникам составляет монопольная государственная структура на рынке охранных услуг – Государственная служба охраны. Фактически и по сегодняшний день, несмотря на протесты негосударственных коллег, только ее сотрудники имеют право носить огнестрельное оружие, бронежилеты, что, конечно, создает им явное преимущество перед частными коллегами. Кроме того, и статус сотрудников МВД что-нибудь да стоит: сравните, например, ответственность за нападение злоумышленника на обыкновенного охранника и на милиционера.
Телохранитель как деталь интерьера
– В массовом сознании телохранители воспринимаются как некие супермены...
– В девяностых культура потребления охранных услуг была несколько дикой и формировалась в основном под влиянием пиратских западных фильмов с плохим качеством перевода. Благодаря им наши первые денежные мешки восприняли "секьюрити" как некий атрибут удачного бизнесмена, не очень хорошо представляя, что такое профессиональная охрана. Охранники носили за этими людьми сумки с бумагами, подавали пиджаки и вообще были чем-то вроде деталей интерьера. Но вот ближе к средине девяностых начались годы криминального передела со стрельбой, убийствами и взрывами, которые доказали, что такого рода охрана не способна защитить объект от покушения. На протяжении девяностых был заметен приход в охранный бизнес неких парней без страха и упрека, которые приходили просто в восторг от перспективы сцепиться с кем-то в перестрелке. Они оказались лучшими специалистами, но тут возник вопрос их социальной защищенности. Многие, защищая своих работодателей, действительно пострадали, стали инвалидами, за что реально получали 50 долларов подъемных и фразу "вы нам больше не нужны" на прощание. Вообще, то, что крупные охранные агентства начали страховать жизни своих сотрудников, – это тоже был значительный шаг в эволюции охранного бизнеса.
"Дети кукурузы"
– Говорят, что сейчас профессиональные охранные фирмы начали охранять даже колхозные поля...
– Дело объясняется изменением отношения со стороны потребителей охранных услуг. Вместо того, чтобы время от времени прибегать к услугам чужих фирм, крупные концерны начали создавать свои собственные корпоративные службы безопасности. С точки зрения ведения бизнеса платить своим сотрудникам оказалось эффективнее, чем варягам. Да и к самим сотрудникам доверия, естественно, больше. Поэтому частные охранные фирмы начали осваивать совершенно нетрадиционные объекты для приложения своих усилий, порой весьма неожиданные, вроде охраны урожая на полях. Хоть, может, для непосвященного человека это покажется диким, но наши полуразрушенные КСП считают более выгодным делом тратиться на охрану кукурузы, чем терпеть убытки от воров. Хотя, кстати, и при КСП (во всяком случае, самых успешных) теперь пытаются завести свою охрану, взяв соответствующую лицензию, которую сегодня получить сравнительно легко. Другие же, не мудрствуя лукаво, не озадачиваясь лицензиями, оформляли людей сторожами, хоть эти сторожа отнюдь не были похожи на "божьих одуванчиков", а представляли собой здоровенных краснощеких детин. Между прочим, сторожами в Украине работать менее рискованно, чем охранниками. Законодательство закрепляет за охранником много обязанностей, но прав дает не больше, чем сторожу или другому, самому постороннему человеку. Если охранник видит нарушение порядка, даже не относящееся к его компетенции, он должен немедленно его прекратить, иначе он будет нести ответственность за "преступное бездействие". В то время, как защищаться ему нечем – как мы помним, все огнестрельное оружие и даже бронежилеты – это прерогатива исключительно структур ГСО. Это, конечно, абсурдная ситуация, которая должна быть исправлена как можно быстрее.
Несколько слов стоит сказать о техническом оснащении, в частности, тех же рациях. Собственно, никаких особых новых "примочек" на этом рынке не прибавилось, разве что самодельные аппараты начала девяностых сменили фабрично собранные. На рации, кстати, тоже нужно иметь лицензии (несанкционированный выход в эфир – уголовное преступление), причем выдаются они в основном на морально устаревшую технику. Мне могут возразить, что сейчас трудно пройтись по Киеву, чтобы не увидеть какого-нибудь верзилу с микрофоном в ухе, сопровождающего какого-то важного человека. Рискну предположить, что до 90 процентов этих устройств используются незаконно из-за странной нестыковки в нормативных актах: продавать-то их можно без всякой лицензии, разрешение нужно только на использование...
Источник: http://www.pk.kiev.ua
Автор(ы): Николай ПОЛИЩУК